Режим работы магазина:
ПН - ПТ: с 10:00 до 19:00

Самый яркий налет в моей карьере гусятника

Завершение весенней охоты на гуся в 2022 году меня очень приятно и неожиданно удивило. Эта весна вообще сильно отличалась от всех других предыдущих лет. Поездок в погоне за перелетным гусем было немного, но качество охот и эмоции были очень яркими. И особенно крайний налет.

 Налет гусей

Для меня это не просто налёт, а реализованная мечта, собранная по крупицам из приобретенных охотничьих навыков и положительного и не очень опыта многих лет.

 

Мой выбор – это перфекционизм в охоте на гуся, то есть добыча гуся уверенными красивыми выстрелами после приманивания на минимально возможную близкую дистанцию или посадки в чучела. Звучит довольно просто, однако за этой фразой кроется так много: изучение поведения гусей и их вкусовых предпочтений, наблюдение за ними в разных ситуациях и локациях, изучение их звуковой коммуникации, обучение разнообразной и реалистичной игре на духовых манках, постижение искусства маскировки, расстановки чучел, «чтения» птицы во время налета, тренировка выдержки, стрельбы по движущимся мишеням из неудобных положений и работы в команде. И скорее всего, это далеко не всё. Охота на гуся – это постоянный анализ, обучение и самосовершенствование.

 

Итак, о самой охоте.

 

Закрывать сезон гусиных охоты отправились вдвоем с Григорием Косульниковым в деревню в Тверскую область. Несколько лет подряд приезжали в нашу глухомань без связи с цивилизацией на летнюю и зимнюю рыбалку, а также осенне-зимнюю охоту на пушнину. Настал черёд разведать и весеннюю охоту.

 

Когда-то в этих местах был хороший пролет с остановкой птицы, но позже маршрут перелета сместился из-за пропавшей кормовой базы и прессинга. Картина, которую мы увидели в последние годы, а именно возрождение сельского хозяйства в районе, активное земледелие, увеличивающаяся площадь засеваемых полей, давала все основания предполагать, что гуси вновь будут останавливаться здесь на отдых и кормёжку. Это нам и предстояло проверить. Дополнительным положительным фактором, о котором мы узнали в охотобществе при получении разрешений, было создание зоны покоя на разливах реки с близлежащими полями.

 

Приехать в угодья получилось на пятый день после открытия. Как мы и ожидали, гуся было в достатке – легко нашли его на разливах и полях, закрытых для охоты. С одной стороны, услада для охотничьих глаз и слуха наблюдать скопление гусиных стай, разных видов уток, лебедей, журавлей, чибисов, куликов на отдыхе. Но с другой стороны, для охоты ситуация не самая простая, то есть птица была сильно локализована, и в принципе ей никуда летать не надо было за пределы запретки.

 

Объехав в день разведки поля рядом, ни пролета ни присад, к сожалению, не обнаружили. Поэтому на следующее утро приняли решение лечь на понравившуюся больше всего зеленку у канавы под предполагаемый пролет, в расчете на хоть какое-то движение в небе и подход новой птицы. В итоге: полный штиль, ясная солнечная погода, небо чистое, ни одной стайки – сколько раз зарекалась не охоться, не обнаружив гусей, но каждый раз в надежде на чудо наступаю на одни и те же грабли. Хорошо, лежу выдыхаю, можно вздремнуть… Но неожиданно тихо налетевшая со спины пара гумяшей молча приземлилась в чучела и скрасила утрянку, не оставив нас без добычи. Для начала этого было вполне достаточно для счастья. Все-таки верить в чудеса надо! Утреннюю тишину также приятно нарушили и несколько пробежавших мимо зайчишек, один даже в 5 метрах за скрадками протопал как слонопотам.

 

После утрянки снова объезжаем поля. В этот раз разведка оказалась более результативной, чем накануне: нашли отличное скопление гуся на пашне с привлекательными лужами, где можно охотиться. По классике жанра решили не беспокоить птицу и дождаться, когда снимутся, и тогда уже готовить новое перспективное место охоты. Но как оказалось зря… Вернувшись на поле после дневного отдыха, обнаружили, что гуси так и провели здесь весь день на отдыхе, вновь откладываем охоту до утрянки. Однако на следующее утро с рассветом и все следующие трое суток практически круглосуточно на этом поле активно работала техника. Интенсивные посевные работы, естественно, разогнали присаду и не позволяли тут продуктивно охотиться. Количество гуся в угодьях ежедневно сокращалось. Вперед дальше на север его толкали не только трактора, но и устойчивая теплая ясная солнечная погода с попутным южным ветром. Тем не менее оставшиеся гуси продолжали интересоваться и кружить только над этим полем, никакие другие поля и лужи в округе его не привлекали совсем. Мы каждый день объезжали и проверяли, надеясь обнаружить, куда бы он ещё мог присаживаться.

 

В день закрытия, когда поле было уже засеяно, мы наконец спокойно легли на место бывшей присады в надежде на качество, а не количество. Ведь накануне вечером обнаружили здесь тройку гуменников, отсиживавшихся по старой памяти, несмотря на заканчивающую работу на другом краю поля сеялку. Ежедневная уже рутина: донести до места скрадки, чучела, дополнительную траву для размытия силуэта скрадков, ружья и прочий шмурдяк, расставить чучела. Большую часть этой работы, естественно, берет на себя Гриша. Пока он делает несколько ходок к машине, мне доверено расставлять чучела. Приходя он ворчит, зачем и почему так, что-то переставляет по-своему. Я не вмешиваюсь, но слежу за тем, чтобы общая идея и принципы, которые я заложила в расстановку соблюдались.

 

Тут надо сказать, что у нас всего 18 полнокорпусных несминаемых чучел белолобого гуся. Кто-то резонно заметит, что это очень мало для охоты в полях в центральном регионе, да и какие вообще схемы можно изобразить с таким количеством? Ставьте кучей или в лучшем случае двумя кучами с зоной посадки между ними. Однако я позволю себе не согласиться. Вариативность присады из 18-ти реалистичных полнокорпусных чучел, да еще и в семи разных позах, достаточная и для того, чтобы посадить гуся, и для того, чтобы отпугнуть. Каждый гусь в присаде должен быть на своем месте. Базовые принципы, которые необходимо учитывать при расстановке – это ветер (если он существенный), положение относительно воды, солнце, а также то, что гусь – птица парная и семейная.

 

Вернемся к финальной утрянке. Не все получалось: пролетали неманящиеся транзиты, селезень кряквы наманенный в ноги на 1 метр улетел невредимым, нерелизованный налет из-за далекой стрельбы. Гриша сказал: «Всё! Если не нравится, то слеюущий раз командуешь ты!» И вот он долгожданный момент в награду за упорство и терпение. Шестерка гумяшей раскрылась над нами, выпустила шасси… Беру на себя командование на себя: «Тихо, ничего не делай». Гуси спокойно пролетают над нами и заходит на посадку, но метрах в 150 за спиной. «Помани гуменником!» – Гриша дает негромкий звук. Только у него есть манок на гуменника, у меня пока нет. «Тихо…». Ага, работает, низом поворачивают на круг. Идут справа налево в 60 метрах впереди и снова пытаются сесть. «Помани ещё!», и волнительное чудо: они поворачивают и летят в штык совсем над землей в то самое место, которое я задумывала для посадки, когда расставляла чучела. Сосредоточенно, но завороженно смотрю на это, один успевает сесть, когда командую «Бьем!». Гриша: «Где?.. а вот». Оказывается, он их не вел, для него это было полной неожиданностью. Раскрывшись, конечно, он их увидел перед нами. Несмотря на небольшой мой косяк, как командующего, мы неплохо отстрелялись, каждый по своей птице. Два чисто битых великана лежат перед нами. Эмоции зашкаливают!

 

Один этот налет, когда я точно знаю свою роль в результате, четкая осознанная стрельба, чисто битая птица – все это для меня дороже всех горочек гусей на коллективных охотах до этого. Да, у меня гипертрофированное и идеализированное представление о гусиной охоте, но ничего не могу поделать. Мне важно, как добыта птица. И теперь я точно знаю, что хочу добывать гуся именно так!

 

Мое стремление к перфекционизму ставит передо мной все новые задачи. И сейчас еще одна задача, чтобы улучшить качество наших гусиных охот – это воспитание верного компаньона – лабрадора-ретривера для подачи добытой птицы. На момент этой охоты малышу Койлу было 4,5 месяца, и конечно мы оставляли его дома. Но после охоты я обязательно знакомила его с добычей. Я рада, что уже в столь юном возрасте я смогла познакомить его с запахами весенних полей, вальдшнепа, селезней и гусей! У Койла море впечатлений от прогулок и занятий в полях на природе, продолжительной жизни в деревне, езды по бездорожью, длительного ожидания нашего возвращения с охот, знакомства с разной дичью, первых подач холодной дичи!

Автор: Татьяна Баулина.

 

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
29 + ? = 39
Введите капчу*